Спектакль длиною в жизнь

Выдержки из статьи в новосибирской областной социальной еженедельной газете "Голос" от 21 июля 2000 г.

Театр им. И. Рыбалова Октавия Андреевна Миндолина

На сцену выходит маленькая девочка и объявляет: "Сегодня вы увидите отрывки из спектаклей театра имени Игоря Рыбалова. Островский. Отрывок из спектакля "Лес". Играют старейшие актеры театра..." Представление закончилось. Стихли аплодисменты. Снова выходит она: "Наша программа окончена, ведущая Мария Рыбалова".

Так символично начинаются и оканчиваются все спектакли самодеятельного театра при высшем колледже информатики НГУ. Театру 21 год. Организовала и руководит им режиссер Октавия Андреевна Миндолина. На 45-летие ее творческой деятельности и пригласил меня нынешний директор колледжа А. И. Валишев.

Игорь Рыбалов. Его имя носит театр. Он был... Он был студент политехникума, первым пришел в театр, потрясающе играл, сочинял песни, прекрасно пел. Отслужив в армии, вернулся в театр.

Александр Назаров Последняя его роль - Ксанф в драме "Эзоп". Его герой - человек самовлюбленный, эгоистичный. "Страшный человек - слабый, жестокий, бесчеловечный. Играю его и мне страшно", - сказал Игорь однажды. Творческий взлет.

"Не бойтесь. Это можно - не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте - и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле. Вот и все. А я ухожу. Прощайте".

Ничто не предвещало беды. Летом 1991 г., возвращаясь на велосипеде домой, в Нижнюю Ельцовку, он был сбит автомобилем, за рулем которого сидел пьяный водитель. Игорю было 25 лет.

Владимир Карпов Ни видео, ни даже магнитофонных записей не осталось. А все звучит в ушах, как эхо, звучит в душе голос Игоря. Как он любил этот рыцарский монолог! Как любил своего героя - легкого и решительного странника Ланцелота, победителя драконов!

Когда гаснет жизнь одного, жизнь других продолжается, и даже пустоты не остается, другие заполняют пустоту. Другие идут сейчас его маршрутами, прерывают тягостные паузы другими словами. Вместо друга - другие. Остается эхо, но и оно становится все слабее, тише, все призрачней. Остается имя. Игорь был талантливым актером. Далеко не все идут в профессионалы. Кто-то реализует врожденное актерство, все время играя в жизни, кто-то - время от времени - в самодеятельности. Актерство - это способность к сочувствию. Способность к сочувствию исключительно сильно была развита в нем.

Александр Осокин "...Жалейте друг друга - и вы будете счастливы!"


- Октавия Андреевна не дает привыкать к актерству как к ремеслу, - рассказывает Саша Назаров, - все время заставляет трудиться. На репетицию идешь, как на работу души.

Ирина Рыбалова: "Занятия в театре были для меня сказкой, учась в техникуме, я жила от репетиции до репетиции. Какая-то светлая, необыкновенная атмосфера, безоговорочно доброе отношение. Это меня потрясло. Театр вошел в мою жизнь".


На качелях

Ирина Капитонова С
неизменным успехом идет в театре пьеса английского драматурга У. Гибсона "Двое на качелях". Драма взаимоотношений двух молодых людей, случайно встретившихся в бурном водовороте жизни. Он и Она - вечная тема любви. А также - о честности, искренности. О верности самому себе. Об ответственности за чувства и поступки перед своей совестью. Жизнь человеческая подобна качелям, которые, раскачиваясь, то возносят нас на вершины счастья и блаженства, когда кажется, что вот они, твои сияющие небеса, то вдруг, подчиняясь неумолимым законам, мы падаем вниз - там боль, отчаяние, потери. Так и раскачиваются жизненные качели - от потерь к приобретениям. И человек, замирая, падает и поднимается вновь. Так формируется человеческий дух, растет душа. И ты понимаешь что-то главное для себя. А главное - это любить, не пройти мимо чужой беды, остаться честным.

Игорь Турнаев Два часа на одном дыхании зритель следит за любовной драмой героев. Мертвая тишина стоит в зале, когда герои расстаются. Джерри (А. Назаров): "Спасибо тебе, - говорит он Гитель(Л. Курышева). - После слова любить сладчайшее слово на Земле... помогать. Ну вот, пока, детеныш..."

Через потери и обретения. Качели продолжают раскачиваться. Еще несколько мгновений тишины, и зал взрывается аплодисментами. Зрители не прячут слез

С
каждым актером идет индивидуальная работа. Только поняв суть своего героя, актер сыграет точно, убедив зрителя в психологической достоверности образа. Ребята играют естественно. Все выходит из глубин души человеческой. С годами они развертываются, каждый, как исполнитель, раскрывает все свои творческие и человеческие возможности. Поэтому они и задерживаются в театре, играют по 10 и более лет. В этом сила театра им. И. Рыбалова. Театр любят.


Анна Федорова Илья Пикаревский Г. И. Кривощекова, зам. директора Дома ученых СО РАН: - Октавия Андреевна - человек, конечно, незаурядный. Сколько энергии и мощи в этой хрупкой женщине! Создать два театральных коллектива, руководить ими, ставить по нескольку спектаклей в год. Уже много лет на сцене Дома ученых она показывает свои работы. Во время спектакля она всегда в зале, стоит в сторонке от зрительских кресел и смотрит на сцену горящими глазами. Очень популярен спектакль "Красавец-мужчина" по А.Островскому, они ставят его по заявкам зрителей 2-3 раза в год. Она ставит классику, прививая вкус к классической литературе. Это очень важно.


Из рецензии (газета НГУ) на спектакль А. Островского "Красавец-мужчина".
... Главную роль в спектакле исполнил выпускник НГУ В. Карпов. Особо хочется отметить профессионализм, пластичность роли барина Лотохина (А. Осокин) и блеск, виртуозность в игре молодого человека Олешунина (А. Назаров). Роль молодой вдовы Лундышевой азартно сыграла Л. Курышева. Удалось и музыкальное сопровождение спектакля. Ансамбль-дуэт Пьера (М. Мирзаев) и Жоржа (А. Черненко) звучит свежо, задорно. Удивительно лиричную атмосферу сумела создать концертмейстер Т. Сковородникова.
Наталья Токарева
На сцене Дома ученых театром им. И. Рыбалова сыграно более 20 спектаклей.


В. А. Демидов, профессор НГУ: - Надо признаться, что мое отношение к самодеятельности было несколько иное, чем к профессиональному театру. Но спектаклями, которые ставит Октавия Андреевна, я восхищаюсь. У нее там появляются ребята поистине талантливые. Чрезвычайно важно, что в наше время разброда и шатаний есть такие люди. Причем ставят, что меня поражает, не просто там какие-то водевили, но и классические вещи. И крепко у них получается, честное слово! Я просто в восторге.

И я нисколько не удивилась, узнав, что все спектакли театра - благотворительные. Вся выручка идет на поддержку инвалидов Советского района.


Г. Черезова.
На снимках: О. А. Миндолина;
актеры театра им. И. Рыбалова.

Вернуться назад



© Театр им. Игоря Рыбалова 2005-2010   
Академгородок, Новосибирск